Вы находитесь: Главная Словарь Ф


Фёдоров Леонид Иванович

Написать письмо Печать PDF


(4 ноября 1879, Петербург, - 7 марта 1935, Вятка)
Дед был крепостным, отец - поваром, держал ресторан; мать - гречанка, художница. В 14-летнем возрасте прочёл Библию, сочинения И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, читал труды В.C. Соловьёва, в частности его книгу "Великий спор и христианская политика", посвящённую проблемам католицизма. Окончив гимназию (с золотой медалью), в 1901 поступил в Петербургскую духовную академию, стал одним из лучших её учеников (был известен под прозвищем "католик"). В 1902 оставил академию, в Риме принял католичество, был представлен папе Льву XIII, который направил его в семинарию "Leonianum" в Ананьи. В 1907 получил учёную степень бакалавра богословия, перешёл в коллегию Propagande на 3-й курс богословия; принял участие в Велиградском съезде богословов в Моравии под именем Теодора Леонини (целью съездов являлось сближение католической и православной религий). В 1908, вынужденный прекратить занятия в коллегии, так как в Русском посольстве ему дали понять, что если он "дальше будет учиться в "иезуитском" учреждении, то ему запретят возвратиться в Россию" (см.: Диакон Василий ЧСВ, Леонид Фёдоров. Жизнь и деятельность, Рим, 1966, с. 75), поступил во Фрайбургский университет (им владели доминиканцы) под именем американца Антонио Кремони и в 1909 его закончил. Совершил в 1910 - 14 четыре поездки в Россию. В 1911 в Константинополе болгарский католический епископ Восточного обряда Михаил Миров рукоположил его в священники. В 1913 стал монахом, при постриге ему дали монашеское имя Леонтия. В 1914, по возвращении в Петроград, его арестовали и сослали в Тобольск (как агента митрополита А. Шептицкого и шпиона). После Февральской революции 1917 был освобождён. Своим представителем, за исключением Малороссии и Белоруссии, митрополит А. Шептицкий назначил Федорова. Временное правительство пригласило его как представителя Восточного обряда в комиссию по делам Католической церкви в России, а 1 октября легализовало Грекославянский обряд Католической церкви. "Мы думали, что вздохнём свободно, но 25 октября всё полетело вверх дном и мы остались при разбитом корыте. ...С большевиками, конечно, ни в какие отношения не вступать", - писал Федоров в одном из писем Шептицкому (см. там же, с. 344). Из его донесений Шептицкому в конце 1917 - начале 1918: "Каждый день десятки людей падают от истощения на улицах и погибают голодной смертью. Царствуют голодный тиф и сыпной. Нищета доходит до крайних пределов"; "...полная анархия, грубый произвол "власти", голод, грабёж наглый и открытый... отчаянный тупик, из которого нет выхода... Каждую минуту кто угодно может быть арестован, посажен в тюрьму и ограблен. Жаловаться некому, так как "буржуи" вне закона" (там же, с. 346). В начале 1918 Федорову удалось образовать "Русско-католическое братство святого Иоанна Златоуста". С католическим митрополитом Э. Роопом у него установились самые лучшие отношения. Благожелательное отношение патриарха Тихона к католикам привело к дружеским отношениям между ним и Федоровым. Оба занимали единую позицию перед лицом "дьявольских козней" Советского правительства. Федоров писал: ""Метод, применяемый советской властью для "проведения своих идей", представляет из себя сплошное насилие над совестью. Все приёмы царского режима кажутся верхом свободы в сравнении с тем, что мы испытали на самих себе. Под предлогом "диктатуры пролетариата" они выдвигают такой лозунг "Мы не можем дать свободы буржуям до тех пор, пока пролетарий не окреп и культурно не стал на ноги"... Уничтожая богословскую литературу и тиранически стесняя всякую деятельность духовенства, большевики спасают этот пролетариат от "духовного гнёта и обмана", иначе бедные рабочие не смогут сами преодолеть "религиозные суеверия и предрассудки"... Поэтому все большевистские законы, в которых громко возвещаются религиозные свободы, сталкиваясь с "диктатурой пролетариата", терпят крушение. Большевики не преследуют церковь, а только мешают ей распространять "контрреволюцию", "ложь", "обман", "суеверия" и портить пролетарских детей..." (там же, с. 505-06). На судебном процессе католических деятелей в марте 1923 по обвинению в противодействии исполнительной власти изъятию церковных ценностей и контрреволюционной агитации был приговорён Верховного судом РСФСР к 10 годам тюремного заключения. С 1933 жил в Вятке. Литература: Николаев Н.Н., Восточный обряд, Париж, 1950; Винтер Э., Политика Ватикана в отношении СССР, пер. с нем., М., 1977. М.Е. Голостенов.
 

Поиск по сайту

Свежие новости

Голосование

В чьих интересах работает антикризисная программа власти?
 

Авторизация на сайте


Политический словарь

А
а2 а3 а4 а5            
Б б2 б3 б4 б5 б6 б7          
В в2 в3 в4             
Г г2 г3 г4 г5            
Д д2 д3              
Е                
Ж                
З                
И и2 и3              
К к2 к3 к4 к5            
Л л2               
М м2 м3 м4             
Н н2               
О о2               
П п2 п3 п4 п5            
Р р2 р3              
С с2 с3 с4             
Т т2               
У                
Ф ф2               
Х                
Ц                
Ч                
Ш                
Э э2               
Ю                
Я                
Symbol