Вы находитесь: Главная Словарь М


Макиавелли Никколо (1469-1527)

Написать письмо Печать PDF


Это итальянский политический мыслитель. В работах "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: "Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам". Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ. Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и "распущенность"), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил. В "Государе" Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. "Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу". Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций. Широкое распространение получил термин "макиавеллизм", под которым понимается модель политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.
 

Поиск по сайту

Свежие новости

Голосование

В чьих интересах работает антикризисная программа власти?
 

Авторизация на сайте


Политический словарь

А
а2 а3 а4 а5            
Б б2 б3 б4 б5 б6 б7          
В в2 в3 в4             
Г г2 г3 г4 г5            
Д д2 д3              
Е                
Ж                
З                
И и2 и3              
К к2 к3 к4 к5            
Л л2               
М м2 м3 м4             
Н н2               
О о2               
П п2 п3 п4 п5            
Р р2 р3              
С с2 с3 с4             
Т т2               
У                
Ф ф2               
Х                
Ц                
Ч                
Ш                
Э э2               
Ю                
Я                
Symbol