Гражданство

Печать


Это понятие, имеющее политико-юридический и социальный смысл. В политико-юридическом отношении г. синонимично подданству, как принадлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого, гражданство как социальный феномен, означает наличие у индивида, как члена данного гражданского общества, определенного набора прав, гарантирующего ему равный правовой статус с государственно-политическими субъектами. Эти права традиционно именуются гражданскими, или естественными, существующими наряду с политическими правами подданного. Концепция гражданства имеет своим началом мировоззрение Нового времени, когда впервые и были разведены указанные толкования данного понятия. Спиноза одним из первых обратил внимание на отличия "гражданства" и "подданства": в первом случае идет речь по преимуществу об обладании правами, во втором акцент делается на наличии обязанностей. Локк, Кант, Юм назвали и первый признак гражданства - обладание собственностью, как главное преимущество, даруемое жизнью в гражданском обществе и неотчуждаемое политической властью. Если статус подданного определялся действием системы установленного (государственного) права, то права гражданина трактовались как неотъемлемые, "естественные". Дж.Пристли выделил гражданские права, детерминирующие статус гражданства, в качестве первичных по отношению к политическим. В современной политологии выделяют "активное (социальное) гражданство" и "пассивное гражданство" (как "подданство"). Т.Маршалл определяет три составляющие гражданства: свобода слова и неприкосновенность личности; право на участие в создании тех законов, которым граждане должны повиноваться; право на такие социальные условия жизни, которые исключают возможность дискриминации личности вследствие самого факта рождения. Подлинное гражданство, как социальный, а не государственно-правовой феномен, невозможно без права экономической собственности, ведь последнее - основное гражданское (социальное) право личности. Поэтому гражданство является не столько юридическим статусом, сколько социальным процессом, сердцевиной подлинного социального развития, хотя начало этому процессу кладется, безусловно, обладанием прав политических, ибо равенство всех перед законом и связанные с этим гражданские права отмечают отправную точку данного развития. Смешение "гражданского" и "политического" характерно для условий тоталитарного общества, смысловым центром которого выступает панполитизм, когда осознание человеком своего гражданского статуса однозначно связывается с его принадлежностью к государственным, партийным и иным политическим структурам, а все богатство ориентаций гражданского поведения сводится к явлениям политического порядка. "Активное гражданство", как следствие гражданского соучастия, есть принадлежность гражданского общества и может быть названо, поэтому, "социальным гражданством". Магистральный путь его становления - индивидуализация, или высвобождение личности из-под власти политико-коллективистских структур. Соответственно различению видов гражданства выделяют и два типа социального поведения по отношению к государству и отправлению потестарных функций: исполнительский и инициативный. Институт "активного гражданства" не только создает из человека члена гражданского общества, но и устраняет тем самым внешние помехи к этому, открывает пространство свободы, конститутивное для гражданского общества и созидает эффективные защитные меры от патерналистских устремлений государственной бюрократии. Тогда государство рассматривает личность уже не просто как подданного, но как юридически равное себе и осознавшее собственные интересы лицо. Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и гражданского соучастия является гражданская культура.