Вы находитесь: Главная Словарь Г


Гольдсмит [урожденная Андросова] Мария Исидоровна (лит. Псевдонимы - М. Изидин(а), М. Корн)

Написать письмо Печать PDF


(1858 - 1932 или 1933?)
Анархист. Из дворян. С 1887 вместе с семьей выехала во Францию, жила в Париже, занимаясь литературной работой и переводами к началу 1900-х гг. профессор Сорбоннского университета (социолог, историк, биолог). В 1897 завязала переписку с П. А. Кропоткиным (продолжавшуюся до его смерти), стала убежденной анархо-коммунисткой, последовательницей и переводчицей Кропоткина, помогала ему при подготовке книг (архивно-справочная работа). Сотрудничала во французских анархических изданиях "Социальная война" и "Русская трибуна", с 1903 работала в редакциях российских анархических изданий в Париже: "К оружию!" (1903-04), "Грузия" (1904) с июня 1904 одна из основательниц Парижской издательской группы "Анархия", много работала над изданием анархической "хлебовольческой" литературы, оказывала финансовую поддержку этим и другим изданиям [в т. ч. журналу "Хлеб и воля" (1903-05)]. В декабре 1904 участвовала в Лондонском съезде русских анархистов-коммунистов. В 1905 организовала и возглавила "Группой русских анархистов-коммунистов в Париже". В период Революции 1905-07 одной из первых "хлебовольцев" увидела огромный революционный потенциал синдикализма, стала его активной пропагандисткой. 17-18.9.1906 участвовала в Лондонской конференции русских анархистов-коммунистов за границей выступала с рядом докладов: "Об организации" (обоснование необходимости самостоятельности и независимости каждой местной группы и отдельных анархистов отказ от иерархической организации в пользу свободного федеративного соглашения отрицание комитетов и коллективной ответственности) "Еще к вопросу о политике и экономике" (необходимость, наряду с экономической борьбой рабочего класса, вести борьбу против самодержавия, как и против любой другой государственной власти понимание для анархистов иллюзорности пути парламентаризма, республики, Учредительного собрания и т. п. органов для дела социальной революции) "Всеобщая стачка" (обзор теоретических и практических вопросов, связанных с всеобщей стачкой). В январе 1907 участвовала в Парижской конференции русских анархистов-коммунистов. Продолжала сотрудничать в анархической прессе: член редакции и постоянный автор газеты "Листки Хлеб и воля" (1906-07), журнала "Хлеб и воля" (1909) (оба - Лондон). В 1912 вместе с А. А. Карелиным, В. М. Волиным и др. организовала в Париже "Общество активной помощи политкаторжанам". В начале 1913 избрана в Секретариат Федерации русских групп анархистов-коммунистов за границей, занималась подготовкой объединения эмигрантских, а также российских групп в единую федерацию, что планировалось провести в 1914 (не состоялось в связи с начавшейся 1-й мировой войной). Участвовала в 1-й Объединительной конференции русских анархистов-коммунистов за границей (30.12.1913 - 1.1.1914). В выступлении на конференции изложила свое понимание основных задачах движения: разработка программных вопросов, изучение истории и практики анархического движения, подготовка пропагандистов в расчете на неизбежную будущую революцию. Избрана в редакцию журнала "Рабочий мир" (январь-июнь 1914, орган Федерации русских анархистов-коммунистов) и в Коллегию по подготовке пропагандистов. С началом 1-й мировой войны 1914-18 некоторое время занимала выжидательно-нейтральную позицию, но в феврале 1916 подписала "Манифест анархистов-патриотов", подготовленной сторонниками Кропоткина, выступавшими в поддержку стран Антанты против германского блока. В том же году издала брошюру "Спорные вопросы" с обоснованием "оборончества". Как и другие "анархо-оборонцы", была изолирована от движения. С отъездом Кропоткина в Россию (май 1917) - хранительница его архивов и личных вещей (часть их передала в 1920-х гг. в Музей П. А. Кропоткина в Москве). С начала 1920-х гг. возобновила участие в российском анархическом движении. Сотрудничала в журналах "Рабочий путь" (1923, Берлин), "Дело труда" (1930-37, Чикаго). Участвовала в дискуссии вокруг Платформы группы П. А. Аршинова - Н. И. Махно, критиковала ее по организационному вопросу, отрицая право анархической организации на внутреннее единство и дисциплину (тем не менее, в начале 1930-х гг. сотрудничала с Махно, помогая ему в работе над воспоминаниями). Одна из ярких представительниц анархо-феминизма статьи на эту тему вошли в сборник "Путешествие в женщину" (на английском языке). Покончила с собой в связи с тяжелой болезнью. А. Д.
 

Поиск по сайту

Свежие новости

Голосование

В чьих интересах работает антикризисная программа власти?
 

Авторизация на сайте


Политический словарь

А
а2 а3 а4 а5            
Б б2 б3 б4 б5 б6 б7          
В в2 в3 в4             
Г г2 г3 г4 г5            
Д д2 д3              
Е                
Ж                
З                
И и2 и3              
К к2 к3 к4 к5            
Л л2               
М м2 м3 м4             
Н н2               
О о2               
П п2 п3 п4 п5            
Р р2 р3              
С с2 с3 с4             
Т т2               
У                
Ф ф2               
Х                
Ц                
Ч                
Ш                
Э э2               
Ю                
Я                
Symbol