Вы находитесь: Главная Словарь Б


Баруди Галимджан (галимзян) Мухамметзянович

Написать письмо Печать PDF


(аль-Баруди; настоящая фамилия Галиев)
(2 февраля 1857, деревня Малые Ковали Ковалинской волости Казанского уезда Казанской губернии, – 6 декабря 1921, Москва)
Из купеческой семьи. Образование получил в медресе в Казани и Бухаре. Под руководством Баруди (с 1881) медресе "Мухаммадия" в Казани стало известным и за пределами России. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно переиздавались), имам одной из мечетей в Казани. Пользовался авторитетом среди мусульман. Стремился к модернизации ислама. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде (август 1906) избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман, член ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Главный редактор журнала "Религия и Нравственность" (Казань, 1906 – 17, на татарском языке). В 1907 за противоправительственную деятельность и революционную пропаганду арестован, в 1908 выслан на два года в Вологодскую губернию После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и других городах, затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани. После Февральской революции 1917 на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май) избран муфтием, впервые в истории России победившим на свободных выборах (до революции муфтий назначался правительством). В связи с этим 19 мая "Уфимский Вестник" сообщил, что муфтием стал "известный мусульманский учёный и богослов, при царском строе пострадавший за свои политические убеждения...". Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) в Уфе 20 ноября 1917 – 11 января 1918]. Выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, за отделение религии от государства. По постановлению Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР и Татаро-Башкирского комиссариата от 21 апреля 1918 Милли идарэ было ликвидировано, а Центральному духовному управлению мусульман Внутренней России и Сибири, при условии невмешательства в политические дела, предоставлялось право самостоятельного учреждения, ведающего религиозными делами. Духовное управление (во главе с Баруди) распространило 25 апреля прокламацию, подписанную Баруди и другими членами управления, с категорическим протестом против роспуска Милли идарэ. Баруди с некоторыми членами бывшего Милли идарэ выехал в Петропавловск (Акмолинская область). В марте 1919, когда Уфа была вновь занята белыми, вернулся в Уфу. После прихода Красной Армии в июне был арестован, затем освобождён и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и вскоре умер. Литература: Валидов Д., Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917), М.–П., 1923; Давлет Н., Г. Баруди – просветитель и реформатор, ”Татарстан", 1991, № 7. С.М. Исхаков.
 

Поиск по сайту

Свежие новости

Голосование

В чьих интересах работает антикризисная программа власти?
 

Авторизация на сайте


Политический словарь

А
а2 а3 а4 а5            
Б б2 б3 б4 б5 б6 б7          
В в2 в3 в4             
Г г2 г3 г4 г5            
Д д2 д3              
Е                
Ж                
З                
И и2 и3              
К к2 к3 к4 к5            
Л л2               
М м2 м3 м4             
Н н2               
О о2               
П п2 п3 п4 п5            
Р р2 р3              
С с2 с3 с4             
Т т2               
У                
Ф ф2               
Х                
Ц                
Ч                
Ш                
Э э2               
Ю                
Я                
Symbol