Вы находитесь: Главная Словарь Б


Бакунин Михаил Александрович

Написать письмо Печать PDF


Революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма. За деятельное участие в революции 1848-1849 Б. был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 в Сибирь на поселение. В 1861 Б. бежал из ссылки и вновь включился в европейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям - борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала. В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873). Узловой пункт бакунинской версии анархизма - концепция возникновения государства и путей к его разрушению во имя установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, по Б., это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти. Анархия, утверждал Б., явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Б. выделял три элемента свободы. Первый, "в высшей степени положительный и общественный", заключается в возможности индивида познать законы развития природы и общества. Второй элемент - чисто отрицательный. Это элемент бунта человеческого индивида против "всякой божеской и человеческой, коллективной и индивидуальной власти". Всякая власть, рассуждал Б., не является "непосредственным продуктом природы", она создается внешними силами в "естественном обществе" и поэтому, в силу бунтарской природы человека, не может не вызвать протеста и бунта. Всякая власть есть ограничение индивидуальной свободы, а последняя, по его мнению, не может быть делима. Суть третьего элемента свободы - бунт индивида против "естественного влияния общества", против "общественного мнения". Идеальный общественный строй, по Б., это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Б. отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества.
 

Поиск по сайту

Свежие новости

Голосование

В чьих интересах работает антикризисная программа власти?
 

Авторизация на сайте


Политический словарь

А
а2 а3 а4 а5            
Б б2 б3 б4 б5 б6 б7          
В в2 в3 в4             
Г г2 г3 г4 г5            
Д д2 д3              
Е                
Ж                
З                
И и2 и3              
К к2 к3 к4 к5            
Л л2               
М м2 м3 м4             
Н н2               
О о2               
П п2 п3 п4 п5            
Р р2 р3              
С с2 с3 с4             
Т т2               
У                
Ф ф2               
Х                
Ц                
Ч                
Ш                
Э э2               
Ю                
Я                
Symbol